lel_ka: (avto)
Щедринская Ольга ([personal profile] lel_ka) wrote2012-04-04 04:46 pm

Границы: о чем и как можно публично (в интернете) говорить о детях и подростках

Думала уже несколько раз: родители (и я в том числе) пишут в своих жж (или на facebook и на других ресурсах) разные подробности из жизни своих детей: выкладывают фотографии, описывают смешные (с их точки зрения) случаи или слова детей; жалуются друзьям на сложное поведение; ищут советов у других родителей по вопросам развития, гигиены, обучения и др.
И все бы ничего, пока ребенок относительно маленький, и может быть не в курсе того, что о нем публично говорят его родители.
Но вот как быть с детьми школьного возраста и подростками? Правильно ли без их согласия (или без их ведома) рассказывать что-либо "в массы"? Так, чтобы они сами, их друзья или одноклассники могли бы это случайно (или специально) найти, прочитать, прокомментировать? Что правильно делать родителю, если его, допустим, 13 летний сын говорит: надо мной смеются в школе, тк наши в твоем ЖЖ мои фотографии, когда мне 2 года, и я весь перепачканный пюре! Ты должна все это убрать немедленно, и я не хочу, чтобы ты вообще про меня писала в интернете!
Где проходит эта черта, когда родители, публикующие что-либо о своем ребенке, нарушают его личные ГРАНИЦЫ и права? А где проходит другая черта - или граница, которая очерчивает право родителя делиться с теми, с кем он хочет, СВОИМ виденьем родительства, своей семьи, СВОИМИ мыслями и чувствами по любому поводу (например, о своем ребенке)?

[identity profile] sashura.livejournal.com 2012-04-05 12:34 am (UTC)(link)
В такой ситуации придется срочно проводить копьютерный ликбез - убрав во friends only, под глаз, стерев пост или любым другим способом убрав картинку из общего доступа в СВОЕМ журнале, я не уберу ее из интернета в целом. Поздно, поезд ушел, картинка уже навсегда записана в архивы. А раз ее массово нашли одноклассники, то, скорее всего, в добавок скопирована одним-двумя-тремя из них. Так что выходов из ситуации два - или учись игнорировать такие вещи, или ищи аналогичный компромат на самых ярых насмешников.

Моим детям пока не 13, но да, они знают, что я про них иногда пишу и фотографии вешаю. Правда, фотографий детей, перемазанных кашей, у меня нет - ни в сети, ни вне, не нравятся мне они :)

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 01:26 am (UTC)(link)
Вот это тонкий такой момент: кто что может...

Вот представим себе аналогичную обратную ситуацию: дети начинают вести свои блоги, и публично выкладывают некие истории о своих родителях - иногда правдивые, иногда несколько "вывернутые"... такие, что также могут родителя дискредетировать, опускать в глазах общественности... Как с этой стороной быть?

Должны ли обе стороны ВСЁ писать в режиме friends_only? А где проходит личная граница родителя, которому по тем или иным причинам важно поделиться той или иной информацией "без замка"?

[identity profile] sashura.livejournal.com 2012-04-05 02:08 am (UTC)(link)
я не верю в непробиваемость интернетных friends_only и надеюсь со временем и детей этому научить - любые группы, подзамки и прочее применимы только для собственного удобства сортировки людей, а в остальном, то, что не должно быть вынесено на широкую публику, не должно быть выложено в сеть НИ В КАКОМ ВИДЕ.

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 03:12 am (UTC)(link)
Я тоже мало верю в записи "только для друзей" - то, что известно хоть кому-то легко делается известным всем, письменный текст - штука легко копируемая.

И я по этому поводу сделала для себя два вывода. Я почти не пишу "под замок" - ибо по упомянутой причине, не верю в то, что высказанное таким образом может быть по-настоящему "сохранным" в желаемых мной рамках.
И из-за этого я очень "фильтрую" уже давно записи в жж - и реально очень личное почти не пишу.

Но вот что делать с теми записями, которые я делала лет 6-7 назад, с "горшочными" и около того темами - пока не решила, это тема на раздумья - что из этого убрать т всех. а что важно и интересно оставить. Не угадаешь про некоторые вещи - как к ним будет относиться ребенок? Нормально ли для него будет та или иная тема, или в чем-то будет неприятна.

[identity profile] apple-kork.livejournal.com 2012-04-05 03:15 am (UTC)(link)
Я тоже посмотрела старые записи и не знаю, что с ними делать. Пока пусть так остаются.

[identity profile] shapira.livejournal.com 2012-04-05 05:37 am (UTC)(link)
какой "френдз онли" если это находится на сервере за океаном! (ну, для меня за океаном).
если что написано, то "замок" - вещь очень условная.

(Anonymous) 2012-04-05 01:17 am (UTC)(link)
Интересно, а есть ли на свете хоть один ребёнок, которому нравится, что его одноклассники и учителя могут читать откровения РОДИТЕЛЕЙ ребёнка о повседневной жизни семьи, личных переживаниях и откровениях? Когда взрослые, имеющие детей, пишут о СВОИХ болячках, отношениях с противоположным полом, родственниками, "бывшими", итп - они о чём думают?! В инете полно дневников, которым по 4-6 лет - детки растут, архивы дневников безо всяких замков сохраняются.

Есть на свете ребёнок, который хочет, чтоб из дневника взрослого кто-то узнал, что он живёт с неродным отцом? А обсуждение грудного вскармливания в ракурсе "треснувших сосков у мамы"? А публичный поиск врача для самого ребёнка?!

При этом надо понимать, что инфу ИЩУТ небезразличные к ребёнку люди... Позже её будут ИСКАТЬ и ЗАИНТЕРЕСОВАННО читать их парни и девчонки/ женихи, невесты, свекрови и тёщи.

Обезличенно, но заинтересованно ваши ЖЖ могут читать ВО ВРЕД не только подростку, но и маленькому и взрослому ребёнку:

- Искали детского гинеколога? Неужели мальчик наблюдался до школы у психолога? В семье были алкоголики? Асфиксия в родах? Сахарный диабет у дедушки? Родной отец бил мать?....

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 01:20 am (UTC)(link)
Пожалуйста, подписывайте свое имя. Вести диалог в одну сторону, не зная, с кем разговариваешь как-то не очень приятно.

[identity profile] apple-kork.livejournal.com 2012-04-05 02:15 am (UTC)(link)
Вы подняли очень важную тему, я тоже много об этом думаю в последнее время. И я сама для себя пока не нашла ответа на этот вопрос. Несомненная ценность блога -- это формат дневника, хроника жизни семьи, так интересно перечитывать то, что происходило с тобой и близкими, скажем, 5 лет назад . Я мало что записываю сама для себя, а вот в ЖЖ пишу о ребенке много. Он об этом знает и даже приветствует. Но ему всего 8. Что будет даже через пару лет, представить трудно. Потому что подростковый возраст и подростковая среда -- это большое испытание для всех.

[identity profile] tishina-x.livejournal.com 2012-04-05 02:36 am (UTC)(link)
оооо, и ты здесь? )

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 03:15 am (UTC)(link)
Подростковый возраст у всех бывает разным, это не обязательно испытание, а вот новые границы и новые правила в отношениях - всегда :)

Я выше уже написала: мне кажется, это не всегда можно заранее угадать: что из описанного будет для ребенка "травматичным"/ не приятным, а что - совершенно нормальным? Будет ли ему приятно или наоборот - не приятно от того, если он прочитает, что мама волновалась, когда он болел? Или советовалась по поводу выбора его школы? Эти тексты сделают ли для него маму не авторитетной - или наоборот. помогут увидеть в ней такого же человека, как и он: думающего, сомневающегося, ищущего?

[identity profile] tishina-x.livejournal.com 2012-04-05 02:45 am (UTC)(link)
как раз после обдумывания подобного вопроса, я убрала все, более или менее, личные записи о ребенке, его фото под замок; а для очень личных тем сделала группу, в которую включено ограниченное количество лиц.
я полагаю, что и самому ребенку не следует знать, с какими трудностями столкнулась его мама. Например, не все мамы могут принять своего ребенка с рождения, но потом отчуждение сменяется нежною любовью, а запись-то осталась, и подросток может трактовать ее по-своему. Отношения с папой тоже часто становятся камнем преткновения, не стоит посвящать в них детей, да и вообще посторонних людей.
искренне восторгаюсь открытостью многих родителей, чьи журналы с удовольствием читаю, где в открытых записях очень много личной информации с сотнями подробных фотографий: куда ходили, что делали или обсуждение личных вопросов. Я так не могу. Уже не могу.
Иногда встречаю на просторах свои записи в сообществах без замка и убираю их, если это возможно, поражаясь своей бездумности.

И, конечно, я буду категорически против, если подросшая дочь начнет выкладывать подробности нашей с ней жизни.

[identity profile] apple-kork.livejournal.com 2012-04-05 03:09 am (UTC)(link)
А зачем ты держишь в прочих социальных сетях семейные фотографии?

[identity profile] tishina-x.livejournal.com 2012-04-05 03:12 am (UTC)(link)
все мои аккаунты в соц.сетях имеют закрытый профиль, если ты обратишь на это внимание.

[identity profile] apple-kork.livejournal.com 2012-04-05 03:14 am (UTC)(link)
Поскольку я у тебя в друзьях, я этого видеть не могу. Только посторонние

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 03:23 am (UTC)(link)
Я чуть-чуть про это написала выше. О некоторых проблемах родителей, с моей точки зрения, ребенок может знать. Потому как родители тогда - более живые и человечные, не боги какие-то там, а самые обычные люди, как он сам.

Но еще:
отчасти я согласна, что есть темы, которые точно не для детских глаз (и ушей).
И не полезно ребенку читать об особенностях отношений папы и мамы, это его не касается.
Но видеть фотографии, где папа и мама (которые, допустим, позже развелись) вместе - полезно и правильно.

Об отношении мамы к ребенку - вот тоже неоднозначно будет. Если мама пишет о том, как радуется каждому шевелению малыша внутри - это, безусловно, полезно и в чем-то даже целебно знать: мама так меня ждала, так меня любила всегда!..
А читать о том. что кто-то из родителей хотел делать аборт, и что он нежеланный вряд ли надо.

Знать о разных фактах из истории семьи - нормально и хорошо.
Мне тоже нравятся дневники, где много описаний и фотографий таких самых обычных дней - или, к примеру, поездок. И там есть все - и дети, и родители, и бабушки-дедушки, и какие-то комментарии и слова. И через много лет тогда - это как такой не стареющий альбом, в котором можно найти фотографии у бабушки на руках - а может, этой бабушки уже много лет уже нету на свете...

[identity profile] tishina-x.livejournal.com 2012-04-05 03:49 am (UTC)(link)
знать о некоторых сомнениях родителей, видеть старые фотографии, описание ярких событий - это великолепно. Но разве обязательно узнавать о них из интернета? делать ли это достоянием общественности - вот в чем вопрос

я стараюсь делать мини-альбомы (с помощью того же нетпринта, например) на какие-то важные яркие события нашей жизни, где присутствуют близкие нам люди. Они лежат в открытом доступе, и Лиза любит их рассматривать, делает это с большим удовольствием, чем не замена постов в жж :)

Еще я веду один из дневников (офлайн) специально для нее - описывая мои переживания (на тему ее болезней, например; приучения к горшку и т.д.), ярких бытовых моментов, чтобы потом она смогла открыть файл и прочитать, без всяких посторонних комментариев :)

в таких личных делах общественность ни к чему, но в то же время. если вдруг все перестанут это делать. то я очень огорчусь - кого же я тогда буду читать :)

[identity profile] ylisen-orl.livejournal.com 2012-04-05 02:57 am (UTC)(link)
У ребят безусловно спрашиваю разрешения написать о них. Собственно, старшее дитё мой жж и френдленту читает регулярно :))
Маргошкины записи в основном подзамочные, для небольшой группы.

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 03:08 am (UTC)(link)
Так было всегда - или ты это поменяла постепенно?

[identity profile] ylisen-orl.livejournal.com 2012-04-05 03:18 am (UTC)(link)
Аккаунт с 2005 года, Гришке было 8 лет, Гошаку 4, и я обычно им говорила, что и как собираюсь про них писать, им же интересно :)

[identity profile] about-misha.livejournal.com 2012-04-05 03:50 am (UTC)(link)
я не раз думала об этом
думаю, уберу "под глаз", для себя сохраню и для него самого, он любит спрашивать, какой он был маленький и фото рассматривать
для нас останется, а от мира закрою

[identity profile] animacia.livejournal.com 2012-04-05 05:33 am (UTC)(link)
а вы знаете такие реальные ситуации, чтобы кто-то нашел записи и был недоволен?

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 05:38 am (UTC)(link)
Знаю, один случай правда.

[identity profile] muru-mur.livejournal.com 2012-04-05 10:49 am (UTC)(link)
Пожалуй, я знаю парочку.
В первом случае одного человека похитили,
http://www.newsru.com/russia/26apr2011/kaspersky.html
во втором - нескольких убили
http://www.rg.ru/2009/02/04/ubiytca.html

И еще некоторое количество по мелочам.

[identity profile] shapira.livejournal.com 2012-04-05 05:49 am (UTC)(link)
мои старшие с удовольствием читают о себе у меня в жж.
более того, старший знает мой пароль - пару раз писал от моего имени что-то, по моей просьбе. А какое-то время назад - года два-три, я писала в группу свои печали о Кате. ТАк вот она просила его войти и прочитать. :) но мне никогда не жаловалась, что пишу не то и что ей не нравится.
Я думаю, это потому, что я пишу о них примерно так, как мне не было бы неприятно, что пишут обо мне.
Средний несколько стесняется - "вот если я брошу скрипку, то ты напишешь об этом в жж". И это для него причина не бросать. :).

вообще, я не слыхала, чтоб ребенок стеснялся именно своих фотографий.
но знаю семью, где старшие дети как-то выражали маме неудовольствие по поводу описаний себя в ее журнале, они сами подростки и имеют свои журналы. И теперь, если, скажем, она публикует фото дочери, в платье, которое сама сшила, то пишет: "комментируйте платье, а не модель".

у нас была история, когда Олегу не понравилось что, что я о нем написала. Я тогда просто его процитировала. МЫ потом долго выясняли, что друг про друга можно и нельзя писать и почему.

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 05:57 am (UTC)(link)
Я помню, что мне самой в подростковом возрасте отчаянно не нравились некоторые мои портреты в семейных альбомах - те, где мне казалось, что вышло неудачное выражение лица или я какая-то "не такая". И я из этого сделала для себя вывод: если я кого-то фотографирую - не важно. кого, ребенка или взрослого - я не буду ни в каком виде сохранять или использовать фотографию, где человек сам себе не нравится. Где он вышел не красиво - даже если сюжет распрекрасный или еще что-то там мне нравится...

[identity profile] shapira.livejournal.com 2012-04-05 06:06 am (UTC)(link)
интересно.
я себе часто не нравлюсь на фотографиях, но у меня совсем нет идеи их спрятать или уничтожить.

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 06:16 am (UTC)(link)
Ну, это же не про "давайте спрячем реальность".
Но если человек ел, и потому у него на фотографии кривая рожа вышла - и она ему не нравится - то зачем ее оставлять?
"Не бывает нефотогиеничных людей - бывают не внимательные фотографы". Любого человека (ну, почти...) можно снять так, чтобы ему нравилось. Только иногда для этого надо очень постараться :))))

А "не нравлюсь на фотографиях" от ребенка - ну это же еще и про некую его оценку себя, и тоже про его границы - в какой степени он готов верить в то, что он красивый, хороший, нравится другим и себе (!) - и на сколько ему оценки эти внешние важны, или плевать он хотел на то, что скажут о нем другие...

[identity profile] shapira.livejournal.com 2012-04-05 06:21 am (UTC)(link)
с первым я согласна, красивые портреты можно всегда сделать.

а про оценку себя - я, наверное, настолько не нравлюсь себе, что уже скрывать нечего. :) а дети, видимо, еще полны иллюзий, что они лучше, чем на фотографии .

[identity profile] katotoniya.livejournal.com 2012-04-05 07:06 am (UTC)(link)
тема, о которой у себя все никак не напишу.
для меня важны характер информативности и окраска описываемых событий. если в открытом доступе висит запись из ряда: "съездили на море, были на экскурсии в горах, вот тут мы счастливые с мужем держимся за руки, а тут ребенок на велосипеде" и муж, и ребенок в курсе того, что мама этим делится - все отлично. это общая и положительная информация. но как только появляются посты на личные переживания негативного характера, описания семейных проблем и т.д. - вот тут мне хочется кричать "караул", потому что любой посторонний человек оказывается в курсе исключительно семейных проблем. соответственно посторонние делают свои выводы (реальные друзья ли это, возможные партнеры пищущего или потенциальные родственники взрослеющего ребенка и т.д.). не говоря уже о том, что очень многое из того, что я регулярно вижу на просторах сети из написанного родителями - вообще на глаза детям попадаться не должно. ребенку не нужно знание о том, что он был нежеланным для кого-то из родителей, или что мама из-за него лишилась работы (доводила себя до голодных обмороков, пытаясь похудеть после беременности и т.д.). в этом смысле мужчины, ведущие онлайн жизнь как-то адекватнее. пока ни у одного мужчины в открытом доступе не видела подобных записей, даже у весьма откровенных в сети мужчин. тема семьи если и встречается в контексте собственных переживаний - то исключительно под замком и то, часто удаляется, теряя свою актуальность. то есть, если и писать все, что происходит, то отдавая отчет в том, что написанное читается и за слова так или иначе несешь ответственность перед собственной семьей.

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 07:17 am (UTC)(link)
Любопытная мысль про мужчин и женщин, как-то не задумывалась об этом феномене :)

[identity profile] two-dimples.livejournal.com 2012-04-05 07:12 am (UTC)(link)
Мне кажется, это было всегда - обсуждение родителями своих детей с другими людьми. Просто сейчас немного форма изменилась. И дети вовсю родителей обсуждают У меня правило простое: я не пишу в интернете то, что не смогла бы сказать (и не говорю) ребёнку лично. Это что касается записей про детей. Аня, кстати, очень любит читать и слушать про себя маленькую. И любит, когда я показываю её фотографии друзьям.
А что касается моей личной жизни, то к этому отношение, как к дневнику. Это моё лично. И показываю это тому, кому считаю нужным.

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 07:17 am (UTC)(link)
Согласна, да.
Просто устное слово - и письменное (массово доступное) - очень отличаются именно этим. Мы с тобой можем только догадываться, что обсуждали про нас наши мамы и бабушки - ну, и могут быть записи в дневниках, да. А наши дети смогут найти письменные факты разных событий.

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2012-04-05 07:32 am (UTC)(link)
Мои как раз просят:
"А напиши про это в ЖЖ! Ты повесила мою картинку в ЖЖ? А фото с новой причёской? Нет, не эту, мне вон та больше нравится! А покажи, что написали!"

Но какие-то вещи я фильтрую,
а самое личное и вообще не пишу и не рассказываю никому.

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 07:39 am (UTC)(link)
:)

[identity profile] shapira.livejournal.com 2012-04-05 09:29 am (UTC)(link)
и мои тоже просят!

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2012-04-05 09:32 am (UTC)(link)
Прикольно...
Я аналогичную тему написала в psy_baby.
Там какие-то другие дети и другие родители, похоже, совершенно другие комментарии и взгляды.

Мои пока тоже ни разу не против, даже наоборот. Им нравится, если я их картинки-поделки выкладываю, да.

[identity profile] elencha.livejournal.com 2012-04-05 08:06 am (UTC)(link)
Я не пишу ничего про своих детей и не вешаю их фотографии - ни в открытом, ни в закрытом доступе. Причин у меня для этого - масса. В том числе, кстати, и те, что дети имеют право на приватность их жизни. Но я даже в личной беседе (не в интернете) редко это обсуждаю с посторонними людьми.

[identity profile] alla-maria.livejournal.com 2012-04-06 09:37 am (UTC)(link)
мне филипп категорически запрещает вешать его фото.
про его проблемы я пишу только в узкую группу